Новости

  1. Новости
  2. Информация
  3. Вниманию Работодателей!!!

Вниманию Работодателей!!!

Просмотров: 212

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда»

С введением в действие этого закона процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменяется процедурой специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда?
В силу ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию СОУТ возлагаются на каждого работодателя. Поэтому, рано или поздно каждая организация, независимо от её размеров, отрасли, формы собственности и прочих обстоятельств приходит к специальной оценке условий труда (одни по собственной инициативе, желая полностью соответствовать требованиям законодательства об охране труда — привести в порядок льготы и компенсации работникам, улучшить условия труда, рационально спланировать медицинские осмотры работников и т. д., другие по предписанию, выданному в результате проверки Государственной инспекцией труда, а третьи, желая оптимизировать свои расходы на обязательное социальное страхование — рационально использовать на проведение СОУТ часть своих страховых взносов в ФСС и впоследствии получить скидку к страховому тарифу.
Какие сложности могут возникнуть, если отказаться от проведения специальной оценки условий труда?
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст.5.27.КоАП).

С 1 января 2015 года: За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (ст. 5.27.1. КоАП РФ).

Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда.
В силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих право на досрочный выход на пенсию применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
•на 2014 год — 6%,
•на 2015 год и последующие годы — 9%.
Но для плательщиков, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен указанных выше «жестких» дополнительных тарифов применяются дифференцированные, гораздо более мягкие и дающие возможность экономии, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Срок проведения первичной специальной оценки условий труда и периодичность повторных плановых оценок?
Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
— разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
— организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

— установления работникам, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— подготовки статистической отчетности об условиях труда;

— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

— определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

— принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

— оценки уровней профессиональных рисков.

Кто проводит специальную оценку условий труда?
Статья 27 Федерального закона закрепляет важное переходное положение:
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Меню