Добровский округ

  1. Здоровый регион
  2. Взаимодействие во имя развития
  3. О правах потребителей при предоставлении туристских услуг

О правах потребителей при предоставлении туристских услуг

Просмотров: 141

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области напоминает гражданам о правах потребителей в сфере туристских услуг.

Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), Законом РФ от 07.02.1992. №2300-1 «О защите прав потребителей» (Далее – Закон), «Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007г. № 452, а также иными нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что Закон об основах туристской деятельности, осуществляющий регулирование всего спектра отношений, связанных с оказанием туристских услуг, в то же время не содержит специальных норм, определяющих основания, условия, а также меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав сторон туристских отношений. Таким образом, в случае нарушения прав потребителя туристской услуги, подлежат применению не только нормы специального туристского законодательства, но и общие положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие способы защиты гражданских прав и применение мер ответственности к нарушителям, а также нормы Закона о защите прав потребителей, регулирующие отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе туристских).

Основные права потребителя туристских услуг определены статьями 3-10 Закона, статьей 6 Закона об основах туристской деятельности (право на необходимую и достоверную информацию, право на качество услуг, безопасность услуг, право на возмещение убытков и др.).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере туризма

Пункт 22 Правил реализации туристского продукта закрепляет, что исполнитель несет ответственность за:

— за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации;

— за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

— за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;

— за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

При этом исполнитель освобождается от ответственности в случае, если докажет, что нарушение произошло в результате действия непреодолимой силы, а случае причинения вреда потребителю также при нарушении потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 2830 и 31Закона о защите прав потребителей, а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта — в соответствии со статьей 29 указанного Закона.

Отказ от исполнения договора

Статья 32 Закона, пункт 22 Правил реализации туристского продукта предоставляют потребителю право отказаться от исполнения договора, оплатив при этом исполнителю фактически понесенные расходы.

Следует отметить, что в сфере туризма установлен претензионный порядок разрешения споров. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

При этом за потребителем, даже в случае отказа туроператора в удовлетворении его требований, остается право на обращение в суд за защитой своих прав, так как статьей 17 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Однако, в случае несоблюдения претензионного порядка по спорам, связанным с качеством услуги, оказываемой туроператором, исковое заявление будет возвращено заявителю либо оставлено без рассмотрения. Доказательством направления претензии туроператору могут являться экземпляр претензии с отметкой о получении либо почтовое уведомление о вручении. Также потребитель должен понимать, что претензия и иски нуждаются в доказательной документации, так как зачастую в данных документах содержатся исключительно эмоциональные высказывания туристов.

Меню